Интервью Президента Ассоциации международного морского права трем российским телеканалам по ситуации в Суэцком канале
Заведующий кафедрой «Морское право» ЮИ РУТ, д.ю.н., профессор, Президент Ассоциации международного морского права Гуцуляк В.Н. дал интервью трем российским телеканалам: «Вести-24», «РБК» и «РЕН-ТВ» по ситуации, связанной с аварией контейнеровоза в Суэцком канале, которая привела в закрытию этой международной транспортной артерии.
Краткие тезисы этого интервью следующие.
- Правовой режим Суэцкого канала регулируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., другими применимыми принципами и нормами международного права и законодательством Египта. Эта конвенция явилась первым в истории международного права договором, провозгласившим принцип свободы использования морского канала судами всех наций.
Сегодня Константинопольская конвенция действует с изъятиями положений, противоречащих Уставу ООН и законодательству Египта.
Таким образом, Суэцкий канал — это искусственный внутренний водный путь международного значения.
- Авария с контейнеровозом, перекрывшим это международную транспортную артерию, следует рассматривать в контексте влияния человеческого фактора на обеспечение безопасности мореплавания, имея в виду ошибку лоцмана, что не снимает ответственности с капитана. Нельзя в этой связи не учитывать влияние внешних условий плавания ( песчаная буря «самум», соотношение между осадкой судна и глубиной канала, эффект «присасывания» и мн. др.), а также особых характеристик судна ( большие размеры судна, повышенная парусность, повышенный предел минимальной скорости, при которой управляется судно и т.п.).
- Одна из нескольких причин этой аварии – ошибочные действия Администрации Суэцкого канала, осуществляющей управление движением судов в канале, которая не предприняла дополнительных мер предосторожности при проходе столь большого судна, имея в виду дополнительное буксирное обеспечение, квалификацию и опыт лоцмана, учет погодных условий и т.д.
- В результате такой «закупорки» мировая экономика несет ощутимые финансовые потери, учитывая, что морем сегодня осуществляется свыше 90 процентов мировой торговли.
- На повестку дня выдвигается вопрос об альтернативных международных морских путях. Помимо традиционно используемого маршрута вокруг Африки, сегодня все больший интерес сегодня представляет Северный морской путь. Он имеет следующие преимущества:
- Для судовладельцев – уменьшение продолжительности рейса из ЮВА в Европу ( и обратно) в сравнении с рейсом через Суэцкий канал ( по разным оценкам – экономия от 7 до 10 суток). Это влечет сокращение расходов на топливо, оплату труда и проч. эксплуатационные расходы.
- Для фрахтователя – уменьшается стоимость фрахта
- Отсутствует канальный сбор за проход судна (в отличие от Суэцкого канала);
- Отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
- Отсутствует риск нападения пиратов ( возможность избежать таких «пиратоопасных районов», как Аденский залив, воды, примыкающие к Сомали, Маллакский пролив).
Вместе с тем, нельзя не учитывать и его недостатки:
- Плавание в сложных ледовых условиях и при низких температурах повышает риски повреждения судна и затрудняет эффективное оказание помощи судну, терпящему бедствие;
- Дополнительные расходы по оплате ледокольной и лоцманской ледовой проводки, которые являются обязательными;
- Ожидание ледокольной проводки ( иногда от 1 до 6 суток из-за нехватки ледоколов) и начала движения каравана;
- Ограничения по периодам навигации ( в отличие от круглогодичного плавания через Суэцкий канал).
- Дополнительные расходы по обеспечению требований Полярного кодекса ( конструктивные требования, требования к снабжению т оборудованию, требования к квалификации экипажей и т.д.).
- Дополнительные расходы по страхованию.
На наш взгляд, перспективы использования Северного морского пути особенно значительны, если принимать во внимание появление в обозримом будущем так называемых «безэкипажных» судов, управляемых дистанционно. В настоящее время Российский университет разрабатывает такую концепцию в тесном сотрудничестве в Международной морской организацией – ИМО.