О трагедии в Черном море
17.01.2021г. в Черном море у берегов Турции затонуло судно.
Член Ассоциации международного морского права, магистрант кафедры «Морское право» Российского университета транспорта, капитан Семин В.Б. дал комментарий в связи с трагической гибелью т/х “Арвин”. Ссылки на видео расположены в конце статьи.
Уже на четвертой секунде видео мне стало понятно о чем оно… На самом деле очень много вопросов. Изначально угроза была, её наблюдали, и именно поэтому ребята поставили телефон на «лобовое стекло». Как следствие, почему не предпринимали никаких действий? Это мой первый вопрос. Ведь очевидно, что длина волны велика для такого судна. Мореходность таких судов – отдельная тема для разговора.
Если говорить объективно, то после разлома корпуса произошло несколько грубых нарушений хорошей морской практики.
Во-первых, необходимо было подать сигнал общесудовой тревоги. Это семь коротких и один длинный сигнал колоколом громкого боя на судне, который может дублироваться гудками тифона. Затем по судовой трансляции объявляется тип тревоги и необходимые действия с указанием места сбора.
В начале событий слышен звон, который можно считать звуком судовой сигнализации, однако он больше похож на условный сигнал вызова капитана, ну или вахтенного матроса. Этот сигнал не может быть однозначно трактован членами экипажа как сигнал тревоги. Это украло у людей драгоценное время для спасения.
Следующее, что бросается в глаза, это подача сигнала о бедствии в радиоэфире. В правилах радиообмена четко регламентирована эта процедура, а каждый штурман раз в 5 лет проходит обязательное повышение квалификации в этой области. Вне зависимости от обстоятельств, если в режиме телефонии подается сигнал о бедствии, основное требование это четкость идентификации судна, терпящего бедствие, координат происшествия и тип бедствия. Возможно, сказался элемент паники, и в этой связи вахтенный помощник капитана не сумел достаточно четко применить свои знания.
Существует множество способов подачи сигнала бедствия. В конце концов есть несколько красных кнопочек в одном блоке. При удержании их более 5 секунд происходит передача сигнала бедствия по каналам радиообмена на разных частотах и через спутник. Сигнал не будет содержать информацию о типе бедствия, но будет передана вся иная обязательная информацию, а главное – экономия времени. И это необходимо было сделать сразу же после объявления судовой тревоги.
По идее, после этих двух действий капитан должен оказаться на мостике и принять на себя командование, а экипаж в считанные минуты прибыть на специально назначенное место сбора у спасательной шлюпки (assembly/muster station) с индивидуальными средствами спасения (жилеты и гидрокостюмы). Навык сбора экипажа отрабатывается на судах постоянно, причем это является предметом проверки инспекторами в рамках государственного портового контроля. В соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС-74/78 (правило III-19) такие тренировки должно проводиться не реже, чем раз в месяц.
Дальше капитан должен действовать на основе своего опыта и хорошей морской практики.
Мне сложно делать выводы и говорить о том, как бы поступил я, у меня для этого недостаточно информации.
Самый главный для меня вопрос: «Почему люди погибли и пропали без вести?». Времени для спасения было более, чем достаточно. Я считаю, что главная ошибка – несвоевременная подача сигнала общесудовой тревоги. По правде говоря, за все 5 минут видео я так его и не услышал…
Это наглядный пример того, как нельзя вести себя в аварийной ситуации. Нельзя поддаваться панике, необходимо всегда оставаться профессионалом!
Жизни людей зависят в первую очередь от своевременных и квалифицированных действий штурмана.
Скорблю по погибшим морякам…
Ссылки на Видео:
https://yadi.sk/i/UxajnChSuwn2-Q
https://yadi.sk/i/_pCbAC5pvvFO3A
https://yadi.sk/i/CYLJYrbwHBs8NA