Представители Ассоциации международного морского права приняли участие в российско-китайском форуме, посвященном морским автономным надводным судам
25 августа 2021 г. в формате видеоконференции прошел российско-китайский форум по научно-техническому сотрудничеству в области автономного судовождения. Участие в работе форума приняли и ряд членов Ассоциации международного морского права.
2021 год был объявлен годом российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. В этой связи в целях углубления научно-технического сотрудничества в морской сфере, укрепления взаимосвязей между российскими и китайскими судостроительными и судоходными компаниями, содействия сотрудничества, ускорения создания безэкипажных судов, стимулирования развития автономных судов в России и в Китае и был проведен форум,
Организаторами форума от китайской стороны выступили Китайская отраслевая Ассоциация судовой промышленности, Харбинский инженерный университет и Уханьский технологический университет, от российской стороны – Российский университет транспорта и отраслевой центр «Маринет».
Заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта, д.ю.н., профессор Гуцуляк В.Н., Президент Ассоциации международного морского права, выступающий в качестве ведущего эксперта Центра «МАРИНЕТ РУТ», выступил с докладом «Методологические и правовые подходы Российской Федерации к решению проблем эксплуатации морских автономных надводных судов».
По его мнению, четыре ключевых тенденции, а именно – повсеместное внедрение новых достижений научно-технического прогресса, прогнозируемая нехватка квалифицированных кадров для морской индустрии, стремление в максимальной степени снизить влияние человеческого фактора в целях эффективного обеспечения безопасности на море, и наконец, естественное желание судовладельца сэкономить на одной из существенных статей расхода – содержании экипажа, обусловили появление и стремительное развитие абсолютно нового с точки зрения управления типа судов – морских автономных надводных судов.
Далее было раскрыто понятие морского автономного судна, приведена классификация таких судов в зависимости от степени автономности.
Большое внимание в докладе было уделено принципу полной функциональной эквивалентности, который лежит в основе российского подхода к правовому регулированию использования МАНС. Указанный принцип базируется прежде всего на положениях Кодекса о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, который в свою очередь является составной частью одноименной Конвенции, принятой в первой редакции в 1978 г., а затем существенно пересмотренной в 1995 и 2010 годах (ПДМНВ-78/95/2010).
Также участникам форума был представлены результаты работы над созданием необходимых правовых условий для эксплуатации морских автономных надводных как с точки зрения Международной морской организации – ИМО, так и российского законодательства.
В целом было выслушано свыше полутора десятков докладов, посвященных тем или иным аспектам эксплуатации морских автономных надводных судов.
Так, доклад Ли Яньцина из Китайской Ассоциации предприятий национальной судостроительной промышленности был посвящен развитию китайской судостроительной промышленности. Цай Юйлин из Китайского классификационного общества рассказал о практике тестирования интеллектуальных судов. Чжу Цидань из Харбинского инженерного университета представил результаты исследований по интеллектуальным морским судам.
В заключительной части дня обсуждались дискуссионные вопросы. По результатам форума был подписан Протокол, в котором нашли отражение дальнейшие шаги по развитию российско-китайского сотрудничества в сфере автономного судовождения.