Россия присоединилась к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года
06.12.2021 Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 395-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года».
Ассоциация обратилась к Вице-президенту Ассоциации О.В. Кулистиковой, которая принимала участие в работе Дипломатической конференцией ИМО по принятию данной Конвенции в составе делегации Российской Федерации, с просьбой прокомментировать основные положения Конвенции.
Прежде всего следует сказать, что согласно п.2 ст.18 Конвенции она вступит в силу для Российской Федерации через три месяца после даты сдачи на хранение Депозитарию – Генеральному секретарю ИМО – соответствующего документа.
Необходимость установления единообразных международных правил, предусматривающих быстрое и эффективное удаление затонувших судов и выплату компенсации за связанные с этим расходы, обусловлена опасностями, которые могут представлять для судоходства или морской среды затонувшие суда, если они не удалены. Потенциальная важность принятия Конвенции выросла в последние годы из-за значительного увеличения затрат на подъем и удаление затонувших судов: зачастую расходы по подъему и удалению таких судов могут во много раз превышать стоимость судна и груза вместе взятых.
Вопрос о международно-правовой унификации норм в отношении затонувшего в море имущества был поднят во второй половине ХХ в. в некоторых государствах и затем в ИМО, в рамках Юридического комитета, которым затем в течение 15 лет был разработан проект Конвенции. Конвенция была принята в Найроби в мае 2007 г. на Дипломатической конференции ИМО. Конвенция вступила в силу 14.04.2015. В настоящее время ее участниками являются 56 государств.
Цель Конвенции – восполнение пробела в международно-правовом регулировании в отношении: предоставления права прибрежным государствам удалять затонувшие в их исключительной экономической зоне суда, которые представляют опасность для судоходства или угрозу морской среде загрязнением; установления ответственности зарегистрированного собственника судна за расходы на установление местонахождения, обозначение и удаление затонувшего судна; установления обязательного финансового обеспечения ответственности зарегистрированного собственника судна за расходы на установление местонахождения, обозначение и удаление затонувшего судна.
Конвенция о затонувших судах расширила права прибрежных государств в отношении вмешательства за пределами их территориального моря в дополнение к правам, предоставленным таким государствам в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и с Международной конвенцией относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969, с поправками, и Протоколом о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными чем нефть, 1973, с поправками. Однако ряд положений Конвенции так «близко подходит» к существующим конвенциям в области торгового мореплавания, что во избежание возникновения в будущем противоречий между конвенциями решению этой проблемы посвящены несколько статей и отдельных положений в статьях Конвенции.
Основной смысл Конвенции состоит в том, что затронутое государство, т.е. государство, в районе которого, охватываемом данной Конвенцией, затонувшее судно находится, может удалить такое судно, как препятствующее осуществлению судоходства или создающее угрозу загрязнения морской среды, и получить возмещение расходов, понесенных по удалению такого затонувшего судна. Конвенция о затонувших судах применяется, когда опасность мореплавания и морской среде должна наличествовать. Если затонувшее судно не создает такой опасности, Конвенция не применяется.
Сфера применения Конвенции – затонувшие суда в исключительной экономической зоне прибрежного государства. Однако государства могут принять решение о применении Конвенции к своей территории, включая территориальное море. В этом случае районом действия Конвенции для этого государства будет его исключительная экономическая зона и его территория, включая территориальное море. И в этом случае отдельные положения данной Конвенции не применяются или применяется альтернативные положения к территории, включая территориальное море, такого государства. В настоящее время из 56 государств-участников Конвенции распространили ее действие на территорию, включая территориальное море, 21 государство. Россия также воспользовалась этой возможностью.
Конвенция включает 21 статью и Приложение, в котором помещен образец свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, выдаваемого в соответствии со ст.12 Конвенции.
В соответствии с Конвенцией о затонувших судах «затонувшее судно, являющееся результатом морской аварии» означает, в том числе и любой объект, который был утерян с судна в море и который находится на мели, затонул или дрейфует в море (например, контейнер).
Конвенция о затонувших судах возлагает дополнительное финансовое бремя на зарегистрированных собственников судов вместимостью от 300 и более, обязывая их иметь финансовое обеспечение своей ответственности за расходы на установление местонахождения, обозначение и удаление затонувшего судна. Такое обеспечение удостоверяется свидетельством. Без такого обеспечения государство-участник не разрешает эксплуатацию судна, имеющего право плавать под его флагом. Такое обеспечение должно быть у судна, входящего в порт на территории государства-участника или покидающего его либо прибывающего к прибрежному сооружению в территориальном море государства-участника или отходящего от него. Конвенция о затонувших судах предусматривает возможность прямого иска к страховщику.