Трагедия в Баренцевом море – погибло рыболовное судно «Онега»
По сообщению МЧС России российское судно “Онега” с рыбаками затонуло в Баренцевом море. На борту находились 19 человек. Двоих из них спасли, пострадавшие находятся в удовлетворительном состоянии. Еще 17 числятся пропавшими без вести. По предварительным данным они погибли.
Член Ассоциации международного морского права, старший помощник капитана Семин В.Б. дал комментарий в связи со с случившейся трагедией.
В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) каждый человек на борту судна должен быть обеспечен гидрокостюмом. Они бывают двух типов. Одни изготавливаются из материалов, обладающих теплоизоляционными свойствами, другие, соответственно, нет. Первые не позволяют внутренней температуре тела человека падать ниже 2°С в течение 6 часов нахождения в воде с температурой 0-2°С. Вторые – в течение 1 часа в воде с температурой 5°С. Если не вдаваться глубоко в теорию, то падение температуры тела на 2 градуса ниже нормы приводит к смерти. Температура воды 2°С градуса становится смертельной уже через 15 минут максимум.
По предварительным данным, “Онега” затонула из-за обледенения, потеряв остойчивость.
Остойчивость судна – это целая наука. Для простого обывателя вопрос «Почему стальные суда не тонут?» такой же сложный, как «Почему стальные самолеты летают?».
Для того чтобы понять как обледенение действует на судно давайте просто представим поплавок рыболовной удочки. У него грузик находится внизу и стабилизирует его положение. А что будет, если на верхний кончик цеплять кусочки глины? Рано или поздно они перевесят грузик и поплавок перевернется.
Такая же ситуация и с обледенением корпуса. Холодная морская вода на морозе забрызгивается на палубу, надстройки, мачты, замерзает там и создает «опасный вес». И если его не «сбивать», то при достижении определенных параметров судно потеряет способность противостоять внешним воздействиям (ветер, море, изменение курса и т.д.), может опасно накрениться или даже перевернуться.
Спасение жизни человека на море самая главная задача. В Российской Федерации спасение человеческой жизни на море осуществляется тремя разными службами: Морская спасательная служба, МЧС и служба капитана порта. У последних двух ограниченные районы осуществления деятельности.
Случай с гибелью рыболовецкого судна «Онега» – однозначно в компетенции Морской спасательной службы. Она обладает огромным флотом и огромными возможностями для спасения людей в море. Однако в некоторых случаях, без авиации не обойтись. В нашей стране, в отличие от США или Великобритании, спасательная авиация не является частью Морспасслужбы или самостоятельным отдельным подразделением. При том, что полеты над водой, а тем более спасательные операции, требуют особых навыков.
Возраст судна имеет значение. Однако многое зависит от того как судно эксплуатировалось, как за ним ухаживали. Огромную роль играет и место постройки судна. Я в своей жизни встречал возрастных «норвегов», которые сохранили силу корпуса и мореходность. На их фоне «одноразовые японцы» после 5 лет эксплуатации выглядели грудой металлолома.
По моему личному мнению возраст, безусловно, имеет значение, но он не всегда является причиной ухудшения мореходных качеств.