Участие членов Ассоциации международного морского права в Первом Владивостокском морском юридическом форуме
22-23 апреля 2021 г. в целях изучения и профессионального обсуждения современных правовых исследований и практики в сфере использования морских пространств, на базе Юридической школы Дальневосточного федерального университета прошла международная научно-практическая конференция «Первый Владивостокский морской юридический форум».
Модератором конференции выступил вице-президент Ассоциации международного морского права, заведующий кафедрой международного права МГИМО, д.ю.н., профессор Вылегжанин А.Н.
Участие в работе международного форума принял участие заведующий кафедрой «Морское право» ЮИ РУТ, д.ю.н., профессор, Президент Ассоциации международного морского права Гуцуляк В.Н. с докладом «Российское морское право в условиях глобальных вызовов».
На форуме выступили признанные научным сообществом исследователи не только ведущих российских университетов, но и иностранных вузов, представители государственных структур, правоохранительных органов, международных организаций и бизнес-структур.
Форум прошел в формате пленарного заседания и тематических секций в онлайн режиме в рамках электронной среды Zoom. Было проведено пленарное заседание и 3 тематических секции:
– Проблемы теории и практики международного морского права;
– Проблемы теории и практики российского и иностранного морского права;
– Секция молодых ученых «Актуальные проблемы морского права».
Доклад Гуцуляка В.Н. был посвящен актуальным глобальным вызовам, с которым сталкивается сегодня российское морское право а именно: пандемия КОВИД-19, которая радикально изменила облик человеческой цивилизации и нанесла самый сокрушительный в том числе и по морской индустрии, правовой статус Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации России и намечающийся уже в обозримом будущем переход к морским автономным надводным судам (МАНС).
Одной из серьезной проблемой, порожденной КОВИД-19, стала смена экипажей и их репатриация. По состоянию на декабрь 2020 г. около 400 тыс. человек находились на борту судов по окончании трудовых контрактов и не могли вернуться домой из-за ограничений в связи с КОВИД-19, Такое же число новых членов экипажа не могли попасть на судно и обеспечивать свои семьи.
Надо отдать должное Комитету по безопасности на море (КБМ) ИМО, который стал предпринимать реальные шаги по решению этого вопроса. На своей 102-й сессии, проходившей с 4 по 11 ноября 2020 г. КБМ одобрил циркуляр, устанавливающий протокол о безопасной смене экипажа во время пандемии. Кроме того, ведется разработка специального международного логотипа (seafarer symbol), который будут использовать моряки, следующие на судно или возвращающиеся домой с судна. Вводится срочная вакцинация для моряков, которые пересекают границы.
Еще одна новелла, предложенная ИМО – удалённые сюрвейерские осмотры судна (remotesurvey), которые в будущем планируется проводить и после окончания пандемии.
Таким образом, и до сегодняшнего дня пандемия КОВИД-19 продолжает оказывать свое негативное влияние на международное судоходство. Мир уже никогда не будет прежним, в этой связи одним из важнейших направлений успешной борьбы с этим злом является опережающее нормативно-правовое регулирование, суть которого заключается в том, что морское законодательство не должно быть только ответом на возникающие проблемы, оно должно изменяться и дополняться с учетом прогнозирования возникновения таких проблем.
В части, касающейся статуса Севморпути, докладчиком был сделан вывод, что ст.234 Конвенции 1982 г. в дополнение к «историческим правам» дает основания Российской Федерации как приарктическому государству принимать все необходимые меры по защите и сохранению морской среды в прилегающих к ее побережью водах, включая в том числе установление путей следования судов и обеспечение контроля за ними.
Одним из важнейших вызовов в международном судоходстве с точки зрения «права будущего» является проблема развития судов без экипажей, которая сегодня стоит в повестке дня ИМО. В целом же, следует констатировать, что Российская Федерация сегодня лидирует как в технической реализации концепции автономного судоходства, так и в части, касающейся его нормативного-правового обеспечения.