Замечания Ассоциации международного морского права к проекту

Замечания Ассоциации международного морского права к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», подготовленные Ассоциацией международного морского права  (Проект № 769222-7 во втором чтении)

  1. Общие замечания

Замечаний по проекту ст. 4 КТМ РФ не имеется.

Предлагаемые изменения в подпункт 2 п.1 ст. 25, п.1 ст. 29, ст. ст. 50, 323, 334, 335 и 336.6 КТМ РФ не связаны каким-либо образом со ст. 4 КТМ РФ и противоречат основам регулирования отношений, вытекающих из торгового мореплавания.

Свидетельство о праве собственности на судно выдается владельцу каждого судна, которое вносится в Государственный судовой реестр, одновременно с выдачей ему Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Правовое значение этого документа состоит в том, что он служит доказательством права собственности на судно, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Свидетельство о праве собственности на судно является ключевым документом (во взаимодействии со Свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации) определяющим правовое положение судна.

Действующая редакция КТМ не случайно разделяет и оперирует понятиями «судовладелец» и «собственник судна». В одних случаях возникновение юридических фактов связывается с судовладельцем, а в других с собственником судна. Для этого имеются основания, уходящие корнями в правовую систему РФ и международные конвенции.

Гражданским законодательством РФ установлено, что судно является недвижимостью, право собственности и иные вещные права на него, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации.

Свидетельство о праве собственности на судно удостоверяет право собственности конкретного лица на судно, что значительно упрощает гражданский оборот. Теоретически возможная замена свидетельства выпиской из Государственного судового реестра не меняет сути вопроса, т.к. государство, создавшее особый режим для оборота недвижимого имущества, исходя из принципа открытости реестра так или иначе должно удостоверить неограниченному кругу лиц кого оно считает собственником недвижимого имущества. В торговом мореплавании таким документом является Свидетельство о праве собственности на судно. Ликвидация такого документа, как предлагается в проекте, приведет к правой неопределенности во многих взаимоотношениях и осложнит или сделает невозможным гражданский оборот судов и их эксплуатацию за пределами РФ.

С правом собственности на судно и, соответственно с документом, подтверждающим право собственности, законодательство РФ и зарубежных стран, а также международные конвенции связывают многочисленные правовые последствия. К ним, только на примере КТМ РФ, относится права и обязанности собственника судна (ст. ст. 8, 13, 14, 15, 19, 20, 37, 38, 39, 40, 41, 385, 386 КТМ РФ), вещные права на судно и их обременения (ипотека, арест и проч. ст. ст. 374, 375, 385, 386, 389 КТМ РФ), а также ответственности собственника судна (ст. ст. 15, 109, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325 ,327, 328, 330,3 31, 332, 336, 336.1, 336.5, 336.9, 372 КТМ РФ), страховых отношений (ст. 324 КТМ РФ), процессуальных (ст. ст. 333, 385, 386, 389, 390, 393, 410 КТМ РФ) административных правоотношений (ст. ст. 324.1, 335, 335.1, 336.6, 336.7, 336.8, 389, 390 КТМ РФ).

Возникновение, изменение или прекращение указанных правоотношений связывается именно с личностью собственника, а не иных лиц. Сделано это намеренно, а не по ошибке, с учетом системы взаимоотношений, сформированной за пределами морского права. Морское право является комплексной отраслью права и обладает некоторой автономностью по отношению к другим отраслям права. Его специфичность базируется на особенностях правоотношений, возникающих из торгового мореплавания, но оно не характеризуется оторванностью от правовой системы России. Соответственно, институты морского права не могут работать надлежащим образом без увязки с другими отраслями права РФ. Однако предлагаемые изменения в КТМ РФ этого не учитывают и соответственно являются неприемлемыми. Более того, многие из них не соответствуют обязательствам, принятым на себя РФ участием в международных конвенциях.

Внесение предложенных изменений в КТМ РФТ приведет к тому, что судно не сможет войти или выйти из порта, т.к. Свидетельство о праве собственности на судно входит в перечень проверяемых портовыми властями документов. Кроме того, большинство судов не сможет зайти или выйти из порта без Свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а некоторые категории судов без Свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Получение таких свидетельств без Свидетельства о праве собственности на судно невозможно.

Вполне обосновано предположить, что купля-продажа судов, их залог, получение финансирования судоходными компаниями также будут невозможны. Осложнится или сделается невозможным решение многих административных и процессуальных вопросов.

 

  1. Частные замечания
    • Предлагаемое изменение в подпункт 2 п.1 ст.25 КТМ РФ: «исключить данный подпункт «2) свидетельство о праве собственности на судно;» из ст.25, как указано выше, противоречит основам регулирования отношений из торгового мореплавания, их принятие, осложнит или сделает невозможной эксплуатацию значительной части российских судов, осложнит или сделает невозможным их гражданский оборот и многие другие правоотношения.

Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву устанавливает: «Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь».

На принципе реальной связи между государством и судном построены основные положения в регулировании торгового мореплавания в РФ, отдельные правила непосредственно связаны с этим принципом. Согласно ст. 15 право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности: граждан Российской Федерации; юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации; Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.

Согласно статье 18 КТМ РФ судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, если оно перестает находиться в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Законодатель установил неразрывную связь между правом собственности на судно у российских лиц с правом регистрации такого судна в Государственном судовом реестре и предоставлением такому судна права плавания под Государственным флагом Российской Федерации Ликвидация.  Ликвидация Свидетельства о праве собственности на судно противоречит указанному подходу, нарушает принцип реальной связи и создает правовую неопределенность. Внесение предложенных изменений в КТМ РФТ приведет к тому, что судно не сможет войти или выйти из порта, т.к. Свидетельство о праве собственности на судно входит в перечень проверяемых портовыми властями документов.

  • Предлагаемое изменение в п.1 ст.29 КТМ РФ: «в пункте 1 статьи 29 слова «и свидетельство о праве собственности на судно» заменить словами «выдаются на имя судовладельца», равно как и предлагаемое изменение в ст.25 (см. выше), противоречит самим основам регулирования отношений из торгового мореплавания и нарушает принцип реальной связи.

См. замечания в п. п. 1 и 2.1.

  • Предлагаемая новая редакция ст.50: «Статья 50. Предоставление информации из реестров судов. Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов за плату по тарифу, определяемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация, содержащая персональные данные или сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, включается в выписку из реестра судов только при наличии согласия сторон, упоминаемых в выписке из реестра судов.» не соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принципу открытости государственных реестров.

Принятие данной редакции осложнит правовое положение лиц, которым причинен ущерб судном, т.к. установление лица, несущего ответственность, либо станет невозможным, либо сложным. Так, капитану порта будет невозможно законным образом установить собственника затонувшего имущества и осуществить полномочия, предусмотренные Главой VII КТМ.

Гражданский оборот также будет затруднен. При принятии поправок, предусмотренных проектом, кредитор будет лишен возможности контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств по договору займа по сохранению права собственности на судно, по сохранению залога, отсутствию дополнительных залогов и проч. Это сделает российских заемщиков непривлекательными для кредиторов.

При фрахтовании судов, установление полномочий лица на отфрахтование судна необходимо будет осуществлять по усложненной процедуре, что понизит конкурентоспособность российских судовладельцев.

Кроме того, осложнится или сделается невозможным решение многих административных и процессуальных вопросов.

Содержание ст. 50 в действующей редакции полностью соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: «Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. 1. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее – запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.». Она лишена недостатков проекта.

Учитывая изложенное, изменение редакции ст. 50 является нарушением связей в федеральном законодательстве.

  • Внесение изменений в п.1 (а) ст.324, п.1 (а) ст.335 и п.1 (а) ст.336.7 в отношении замены слов «орган государственной регистрации» словами «капитан морского порта» является излишним, т.к. капитан морского порта и является органом регистрации морского судна. Кроме того, в содержании правил КТМ РФ неоднократно используются слова «орган государственной регистрации». Внесение предлагаемого изменения внесет путаницу в регулирование отношений по регистрации прав на судно.
  • В отношении дополнения статей 323, 334,335 и 336.6. КТМ РФ
    • Российская Федерация является участником Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Эти международные договоры объединены общей целью: обеспечение наиболее полной компенсации лицам, которым причинен ущерб вследствие загрязнения морской среды, вызванного разливом, утечкой или сливом нефти с судов. Они были заключены результате тяжелого переговорного процесса рамках ИМО и представляют собой прорывное решение сложных юридических вопросов. Международные судовладельческие организации в настоящее время решительно выступают против попыток разрушения режима, установленными данными конвенциями.

За некоторыми различиями нормы об ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения в этих международных договорах построены на принципах: строгой ответственности (объективной, независимо от вины; strict liability); направленной («канализированной»; channelling of liability) на определенное, сразу уже в Конвенции назначенное лицо – собственника судна; ограниченной определенными пределами ответственности в зависимости от вместимости судна (limitation of liability); обязанности собственника судна, перевозящего наливом более 2000 тонн нефти в качестве груза, обеспечить в финансовом отношении ответственность за ущерб (в виде обязательного страхования или иного финансового обеспечения; compulsory insurance).

Положения этих Конвенций имплементированы соответственно в главах КТМ РФ: XVIII (статьи 316-325), XIX (статьи 326-336), XX (статьи 336.1-336.10).

Статья 323 КТМ (Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности) основана на ст.VII Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (в ней участвуют 140 государств) и устанавливает требование обязательного страхования в отношении ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и возлагают такую ответственность на собственника судна. Такой выбор обусловлен необходимостью создания правой определенности и обеспечения быстрой и наиболее полной компенсации лицам, которым причинен ущерб вследствие загрязнения морской среды.

Учитывая изложенное, следует констатировать, что дополнение ст.323 пунктом 4 следующего содержания: «4. Обязательства собственника судна, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть исполнены уполномоченным представителем собственника судна или владельцем судна, в том числе фрахтователем судна по бербоут-чартеру» противоречит требованиям международного договора Российской Федерации, будет истолковано мировым сообществом как явное нарушение положений международного договора, направленное на сокрытие субъекта ответственности, может привести к тому, что у судна с таким свидетельством на борту возникнут определенные сложности при заходе/выходе из порта, т.к. установленная в Конвенции форма свидетельства (приложение к Конвенции) содержит требование указания наименования и адреса собственника судна, а свидетельства под эту Конвенции – в перечне для инспектирования государственным портовым контролем.

Статья 334 и 335 основаны на ст.12 Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. Замечания в отношении предлагаемого дополнения ст.334 пунктом 4 следующего содержания: «4. Обязательства собственника судна, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть исполнены уполномоченным представителем собственника судна или владельцем судна, в том числе фрахтователем судна по бербоут-чартеру.» идентичны вышеизложенным.

Статья 336.6 основана на ст.7 Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. Дополнение ст. 336.6 пунктом 3 следующего содержания: «3. Обязательства собственника судна, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть исполнены уполномоченным представителем собственника судна или владельцем судна, в том числе фрахтователем судна по бербоут-чартеру» нецелесообразно, поскольку представляется излишним.